15 мая

Консультация «Готов ли ваш ребёнок к школе?»

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Л. А. Венгер).

Готовность к школе не определяется умениями читать, писать и считать – этому будут учить в школе в любом случае. Важно заботиться о том, чтобы 6-7 годам у ребенка сформировались соответствующие механизмы умственной деятельности, которые будут способствовать усвоению нового материала в школе.

На что обратить внимание?

1. Обратите на произвольное поведение ребенка : как он играет, способен ли он соблюдать правила, умеет ли он брать на себя в ходе игры различные роли. 

Для будущего первоклассника очень важно уметь соблюдать правила сначала в присутствии взрослого или его заместителя, чтобы уже в школеследование правилам стало внутренней необходимостью. 

2. Пообщайтесь с ребенком с целью определения у ребенка мотивационной готовности к школе. Узнайте, хочет ли ребенок идти в школу, хочет ли ребенок учиться, получать новые знания. Узнайте, что именно привлекает или, напротив, пугает ребенка в школе (если ребенок не хочет в школу).

Возможно ребенка в школе будет привлекать статус школьника, новая обстановка. Хорошо, если ребенокосознанно будет хотеть в школуполучать новые знания. 

В 6-7 лет стремление идти в школу и соблюдать правила - основа психологической готовности к школе. Если ее не будет, то правила поведения и школьная обстановка будут ребенка угнетать и тяготить

3. Интеллектуальная готовность к школе подразумевает под собой сформированность умений и навыков, психологического развития, которые обеспечивают произвольную регуляцию внимания, памяти и мышления. Именно они отвечают за возможность ребенка уметь писать, читать и считать, решать задачи «про себя», а не вслух. 

Умение абстрагироваться, формирование абстрактного мышления способствует нормальному развитию и восприятию рисунков, чертежей, букв и цифр. 

Чтобы стимулировать интеллектуальную готовность к школе предлагайте ребенку решать несложные задачи, используя рисунки и чертежи. Играйте в игры на развитие памяти, добавление пропущенного элемента и тому подобные игры.

Интеллектуальное развитие

В этой области ребенок должен уметь :

• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;

• находить лишний предмет в группе;

• добавлять в группу недостающие предметы;

• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;

• группировать предметы по признаку и называть его;

• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности. 

4. Волевая готовностьподразумевает умение управлять вниманием, слушать и понимать содержание услышанного. Этот аспект готовности к школе важен, так как ученик должен уметь свои непосредственные сиюминутные желания необходимости понять и принять задание учителя. 

Чтобы тренировать волевую готовность в домашних условиях практикуйте занятия и упражнения на развитие концентрации внимания:

• Графические диктанты;

• Диктант последовальности графических элементов;

• Подчеркивание или вычеркивание определенного элемента.

Подобные тренировочные упражнения способствуют развитию работоспособности, внимание, умение концентрироваться на задаче. 

Если ребенок начинает отвлекаться, попробуйте облегчить ему задачу, сказав, например, что ему осталось еще одна строчка. Если деятельность ребенка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошей. В случае, если ребенок так и не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у ребенка отсутствует, и он не готов к школе.

Слух, зрение, внимание, память, речь

Здесь дошкольнику нужно уметь :

• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;

• точно копировать простой узор;

• описывать по памяти картинку;

• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;

• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);

• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;

• пересказать услышанный рассказ;

• составлять рассказ по картинке!

5. Зрительно-двигательная координация важная составляющая психо-физической готовности к школе. Для психологической готовности она тоже имеет большое значение. Хорошо развитая мелкая моторика и крепкие мышцы руки обеспечат ребенкувозможность не сильно уставать во время занятий письмом.

Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет и списывать или срисовывать. Поэтому важно сформировать навык координации движения глаз и руки. Предлагайте ребенку срисовывать узоры, перерисовывать картинки и чертежи, выполнять рисунок с натуры, раскрашивать по образцу, использовать раскраски-штриховки и тому подобные задания.

Навыки письма

Для успешного начала учебы в школе требуется :

• правильно держать ручку и карандаш в руке;

• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

• копировать с образца геометрические фигуры;

• уметь продолжить штриховку рисунка;

• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры. 

6. Умение принять точку зрения другого человека. 

Важно, чтобы у ребенка был опыт участия в ролевых коллективных играх. Постоянное переключение в игре с одной роли на другую позволяет ребенку принимать точку зрения другого человека, потому что ребенокпроживает различные роли и ему проще будет прислушаться к другим. 

Этот опыт необходим для того, чтобы мысль учителя становилась предметом рассуждения ребенка

Чтобы этот навык сформировался играйте с ребенком в ролевые игры, способствуйте посещению ребенкомдетского коллектива в детском саду и на развивающих занятиях, где этот навык будет формироваться активнее.

Что должен знать ребенок к 6-7 годам

Нормой считается, что к 6-7 годам ребенок должен :

• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;

• знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;

• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;

• ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать

• дни недели;

• иметь представления о природных и погодных явлениях;

• знать основные цвета; • знать понятия «право-лево»;

• знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;

• уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;

• знать праздники;

• уметь рассказать, чем он любит заниматься;

• самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу.

Основы математики

К первому классу рекомендуется:

• уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;

• выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один»«на два»;

• знать понятия «больше-меньше-равно»;

• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

• уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Навыки письма

Для успешного начала учебы в школе требуется уметь :

• правильно держать ручку и карандаш в руке;

• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

• копировать с образца геометрические фигуры;

• уметь продолжить штриховку рисунка;

• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры. 

Грамматика:

Желательно, чтобы ребенок к школе:

• отличал буквы от звуков, гласные от согласных;

• мог найти нужный звук в начале, середине и конце слова;

• подбирал слова на заданный звук;

• делил слово на слоги;

Готов ли ребенок к школе?.

Определить, готов ли ваш ребенок к школе, можно с помощью теста «Готов ли ребенок к школе

Тест для родителей дошкольниковГотов ли ребенок к школе?.

Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор?

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений? Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

6. Умеет ли он изменять существительные по числам?

7. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

8. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

9. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

10. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

11. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

12. Может ли ваш ребенокпользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации?

13. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

14. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

15. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?

16. Любит ли ваш ребенокзаниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т. д. ?

17. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Вообще, возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

Если оно составляет:

15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легкопреодолимы;

10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Если ваш ребенок идет в школу, чтобы узнать много нового, осознает, что уроки нужно делать и выполнять правила поведения школьников, значит у него сформирована учебная мотивация.

Но если он идет в школу ради нового портфеля, новой формы, а интересуют его в школе сверстники и перемены, значит вам надо ему еще многое рассказать о школе.

Соболева А.А./ интернет